“Минск православный”

Пешеходная экскурсия по историческому центру города, по местам расположения древних православных храмов и монастырей

Первое упоминание о Минске в летописях уводят нас во времена Нестора («Повесть временных лет»), связанные с битвой на Немиге 1067 года.

Летописное название города – Менск, Менеск произошло, возможно, от реки Мень, Мена. В шестнадцати километрах от современного Минска на берегу реки Менка сохранились мощные земляные укрепления и глубокий ров, свидетельствующие о том, что именно там до конца ХI в. и находился Минск в момент его появления в летописи.

Замчище

А на правом берегу Свислочи при впадении в неё реки Немиги был сооружён древний город, или Замчище. Здесь была заложена первая известная нам в Минске каменная церковь конца XI века.

В пределах Замчища была возведена соборная церковь Рожде­ства Пресвятой Богородицы, куда была внесена икона Божией Матери, явленная чудесным образом в 1500 году в реке Свислочь.

От иконы исходило необыкновенное сияние. С тех пор икона Божией Матери, которую стали именовать Минской (находится в Свято-Духовом кафедральном соборе), стала покровительницей нашего города.

В пределах Замчища был основан мужской монастырь с главным храмом во имя свя­тителя и чудотворца Николая.

Минск представ­лял собой к началу XV века крупный церковный центр. При Свято-Николаевском монастыре был устроен митрополичий дом.

Сохранились сведения о существовании в городе с конца XI и до начала XVII столетия 16-ти монастырских и приходских церквей. (церковь конца XI века, соборная Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Свято-Николаевского мона­стыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Свято-Космо-Дамиановская (монастырская), Свято-Воскресенская, Свято-Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Свято-Петро-Павловская (мо­настырская), церковь во имя Параскевы Пятницы, Свято-Борисо-Глебская, Свя­то-Троицкая, Свято-Михайловская, церковь во имя прп. Евфросинии, церковь во имя св. Предтечи и Крестителя Иоанна).

Сердцем Православия в Минске с XIII века вплоть до конца XVI века был Спасо-Вознесенский мужской монастырь. Он находился на том месте, где сейчас расположено здание Министер­ства обороны. Вся городская застройка Минска до XVI века была исключительно деревян­ной, которая неоднократно подвергалась пожарам. Особенно сильный пожар произошёл в 1574 году. Он истребил либо повредил 600 дворов и 10 храмов.

К этому времени уже началось заселение возвышенной части Минска (совре­менный район площади Свободы, Троицкой горы, Юбилейной площади). В пре­делах нынешней площади Свободы стал формироваться новый центр города, который в продолжении более двух веков определял его лицо.

Причиной церковных и общественных нестроений явилось подписание в 1596 году Брестской церковной унии, по которой православные люди без их предваритель­ного согласия принуждались к признанию папы Римского своим первоиерархом.

Спасо-Вознесенский монастырь подпал под унию одним из первых в Минске ещё в конце XVI века. Древний Свято-Николаевский монастырь также утвердился в унии. После сильного пожара, случив­шегося в Минске во второй половине XVIII века, монастырь прекратил существо­вание. Насилие было учинено со всеми минскими православными монастырями и церквами.

Собор Петра и Павла

В противодействие унии был основан в городе в 1612 г. муж­ской Свято-Петро-Павловский монастырь. На протяжении почти двух веков этот монастырь продолжал сохранять верность православной вере в Минске.

Со временем происходила реорганизация минских монастырей и церквей, которые придерживались унии.

В 1636 году на месте де­ревянных построек православного Свято-Духова мужского монастыря, униатами было начато строительство камен­ного храма в честь Сошествия Святого Духа базилианских монастырей (мужского и женского).

Когда Минск стал губернским городом Свято-Духов храм базилианского монастыря переосвятили в честь свв. апостолов Петра и Павла, он стал кафедральным собором вплоть до его разрушения в 1936 году. Православный мужской Свято-Космо-Дамиановский монастырь, который находился на территории Верхнего города (на возвышенности справа перед Кафедральным собором) также оказавшийся в унии одним из первых в Минске. А на прилегавшем к нему земельном участке к 1642 году был сооружён ка­менный храм католического женского ордена бернардинок. Одна из улиц, соединявших Верхний город с Нижним, носила название Козьмодемьяновской.

В 1870 году здесь был основан мужской православный монас­тырь, главным храмом этого монасты­ря стала церковь во имя Сошествия Святого Духа (ныне Свято-Духов кафедральный собор). Главными Святынями собора являются икона Божией Матери «Минская» и нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой.

В результате II раздела Речи Посполитой город Минск становится губернским городом Россий­ской империи и образовывается Минская епархия.

Свято-Духов кафедральный собор

Для размещения духовной консистории начал формироваться комплекс архиерейско­го подворья (район Дома офицеров), к которому была пристроена каменная Крестовая Свято-Покровская церковь.

В 1847 году на Переспинском (Сторожёвском) кладбище была выстроена но­вая каменная церковь во имя св. равноапостольной Марии Магдалины на месте сгоревшей деревянной церкви, действовавшей с XVIII века.

В 1840 году в Минск из Слуцка переехала Минская духовная семинария (ныне здание Суворовского училища), для которой было выстроено новое здание. При входе в Александровский сквер на углу улиц Захарьевской и Доминиканской — сов­ременных проспекта Ф. Скорины и ул. Энгельса в мае 1869 года была построена часовня во имя св. благоверного князя Александ­ра Невского.

В 1872 году учреждается право­славный женский Спасо-Преображенский монастырь в зданиях, где до 1871 года размещался женский монастырь ор­дена бенедиктинок (ныне здание прокуратуры по ул. Интернациональной, возле кинотеатра «Победа»).

Начиная с 1884 года, регулярно два раза в год стали совершаться крестные ходы от архиерейского подворья до деревни Крупцы, отстоявшей от Минска на 6 вёрст. В Свято-Покровской церкви этой деревни находился чудо­творный образ Крупецкой иконы Божией Матери, чудесно явленный на местном источнике ещё в 1612 году. Здесь возрождён Свято-Покровский приход.

Строительство железных дорог, а также создание в связи с этим необходимой промышленности, обусловили в конце XIX века рост населения города Минска. По данным переписи 1897 года в городе проживало 91,5 тыс. человек, из которых 21 тысяча были православные, 15 тысяч — католики и 50 тысяч — иудеи.

Алексанро-Невский храм

В 1898 на Военном кладбище по улице Долгобродской в память о воинах, по­гибших во время русско-турецкой войны 1877—1879 гг., была построена камен­ная церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского.

(фото 12) В октябре 1914 года был освящен новый каменный Привокзальный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, который был взорван генералом Григоренко в 1936 году.

К началу 1913 года в Минске насчитывалось 24 храма, включая при­писные, домовые церкви, а также часовни.

Трагическую страницу в истории минских церквей открыли события 1917 года. Проводилась политика полного уничтожения Церкви и её служителей. В 1920-х —1930-х годах гонения на церковь обрушились с но­вой силой. В эти годы в Минске за веру Христову по­страдало более 20-ти священнослужителей, среди которых три епископа. Боль­шинство из них было расстреляно.

С 1938 по 1941 год в Минске, где проживало четверть миллиона человек, не было ни одной действующей церкви.

Возрождение церковной жизни в городе приходится на 1941 — 1944 гг., когда он был оккупирован немецкой армией. За это время в городе были открыты все православные храмы, которые сохранились после погрома 1920 — 30-х годов.

В период с 1961 по 1989 год в полуторамиллионном Минске было только два действующих храма: Свято-Духов кафедральный собор на площади Свободы и Свято-Александро-Невская церковь по ул. Долгобродской. В 1985 году было построено новое здание Епархиального Управления по ул. Освобождения, 10. Возрождение церковной жизни в Минске совпало с празднованием 1000-летия Крещения Руси (1988 год). Определением Архиерейского Собора в октябре 1989 года был учреждён Белорусский Экзархат. Число приходов в столице к 1998 году приближалось к двум десяткам, к кон­цу 2000 года составило 28, а в 2014 году – 43.

Наша столица, богатая многовековой историей, имеет свой неповторимый облик, характер и душу. Чтобы побольше узнать о Минске и полюбить его, приглашаем вас в путешествие по его древней исторической части.